Все уже давно привыкли видеть на упаковках товара штрих-код, но многие до сих пор не знают, что он означает. Чтобы пролить немного света на этот вопрос, мы и приготовили сегодняшний материал.
• Штрих-код - это компьютерный тип счисления, где комбинация полосок разной толщины и с разным расстоянием между ними соответствует определённой цифре.
• Штриховой код является графическим изображением международного товарного номера EAN/UCC-13 в виде, пригодном для автоматического считывания. Сам же этот номер дублируется арабскими цифрами в нижней части штрих-кода. Номер товара EAN/UCC-13 уникален: в мире не существует двух товаров с одинаковыми номерами.
EAN/UCC-13 состоит из 13 цифр и имеет следующую структуру:
• 3 цифры - это код (префикс) Национальной организации-члена EAN International (например, 460-469 - EAN России 482 - EAN Украина, 540-549 - EAN Бельгия-Люксембург и т.д.)
• 6 цифр - это уникальный регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией
• 3 цифры - это порядковый номер продукции внутри предприятия
• 13-я цифра - контрольное число, которое вычисляется из предыдущих двенадцати.
Контрольное число вычисляется по следующему алгоритму:
1.надо сложить все цифры, стоящие на четных местах,
2.полученную сумму умножить на 3,
3.сложить все цифры, стоящие на нечетных местах (без контрольной цифры),
4.сложить результаты пп. 2 и 3,
5.из полученной суммы оставляем только единицы (десятки и сотни убираем),
6.вычитаем из 10 цифру, полученную в п. 5.
Это штрих-код туалетной воды Chanel Coco Mademoiselle
• Первые три цифры (314) - это префикс EAN Франции.
• Следующие 6 цифр (589116) - это код компании Chanel Parfumerie.
• Следующие 3 (450) - это код конкретного товара - туалетной воды Coco Mademoiselle.
• И последняя цифра (3) - это контрольное число.
Контрольное число будет рассчитываться следующим образом:
1.1 + 5 + 9 + 1 + 4 + 0 = 20
2.20 х 3 = 60
3.3 + 4 + 8 + 1 + 6 + 5 = 27
4.60 + 27 = 87
5.7
6.10 - 7 = 3
Полученная цифра соответствует контрольному числу.
Существует несколько "мифов" относительно штриховых кодов. Самым распространенным заблуждением является то, что по первым трем цифрам штрих-кода можно определить страну происхождения товара. На самом деле эти цифры указывают всего лишь на Национальную организацию, в которой было зарегистрировано предприятие-изготовитель. А предприятие само определяет, в какую Национальную организацию вступить. Например, российское предприятие, поставляющее мебель в Данию, на законных основаниях может стать членом EAN Дании и маркировать свою продукцию штрих-кодами, начинающимися с цифр 570 (EAN Дания). А немецкое предприятие, экспортирующее товар в Финляндию и Россию, может быть зарегистрировано сразу в трех Национальных организациях: Германии, Финляндии и России, и первые три цифры кода будут различаться в зависимости от того, для какой страны предназначен товар.
Второй миф связан с мнением, что штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара. Но это не так. В соответствии с правилами EAN International приоритетное право штрихового кодирования продукции принадлежит владельцу товарного знака (брэнда) или спецификации на производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведён. В качестве примера можно привести этикетки пластиковых бутылок Coca-Cola. Несмотря на то, что продаваемая в Москве Coca-Cola производится в Московской области, на бутылках стоит "бельгийский" штриховой код, принадлежащий владельцу технологии и брэнда. Однако если по каким-либо причинам владелец торговой марки штриховой код не нанёс, то это может сделать изготовитель. Если и изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это может сделать поставщик (импортёр). На этикетке указывается "ПОСТАВЩИК: наименование компании-поставщика" и его штриховой код.
И третий миф - это то, что в штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара (например, изготовитель, фасон, цвет модели, срок годности и др.). Штриховой код - это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя.
Однако по штрих-коду можно узнать производителя товара. В 1999 году была образована единая информационная система глобального регистра GEPIR, которая позволяет через Интернет получить информацию о принадлежности штриховых кодов. Для этого необходимо только зайти на российскую или главную страницу GEPIR в интернете и ввести интересующий вас код. Но обращаем ваше внимание, что отсутствие введенного штрих-кода в базе данных не является свидетельством его поддельности. Например, это может быть результатом принятого во многих странах законодательства о раскрытии информации, в соответствии с которым компания в некоторых случаях по своему желанию выбирает, предоставлять данные или нет.
Вернуться к другим статьям